Полет. Июль 1990 г
Введение
Целью данного исследования является воссоздание деталей путешествия-полета В.С. Гребенникова при помощи гравитоплана, совершенного им ориентировочно в июле 1990 г. из Новосибирска в энтомологический заказник на землях бывшего совхоза Лесной
(Исилькульский район, Омская область).
Вышеобозначенное путешествие-полет было запротоколировано в рабочих дневниках Гребенникова и пересказанно им в сокращенном виде в Главе V. ПОЛЕТ
его книги Мой мир. Новосибирск, Советская Сибирь, 1997, 325 с
.
Судите об этом по отрывку из моих рабочих дневников, конечно, обработанному для этой книги и поэтому сильно упрощенному и сокращенному; фото и рисунки помогут вам в восприятии и оценке написанного.ММ, с.202.
Данное исследование представлено в виде кратких выводов к выдержкам из книги Мой мир
, характеризующих исследуемое путешествие-полет.
Логично также допускать, что Гребенников пересказывает события путешествия в неком хронологическом порядке, в котором, очевидно, присутствует: начало путешествия, продолжение путешествия, прибытие в пункт назначения, и так далее.
В связи с этим, структуру данного исследования естественно представить в виде блоков цитат и выводов к ним, которые относятся к предполагаемых во времени последовательным событиям в исследуемом путешествии-полете.
Начало полета
...Знойный летний день. Дали утопают в голубовато-сиреневом мареве; над полями и перелесками — гигантский купол неба с застывшими под ним пышными облаками. Они как бы лежат на огромном прозрачном стекле, и потому все низы у них выровненные, плоские, а верхние части облаков — так ослепительно освещены солнцем, что при взгляде на них приходится прищуривать глаза.ММ, с.202.
- Полет совершается летом.
- Полет совершается днем.
- Отраженный солнечный свет от верха облаков проникает внутрь пространства над платформой гравитоплана.
- Гребенников летит над облаками. Облака пышные сверху и плоские снизу. Такой формой обладают кучевые облака. Об кучевых облаках известно, что
высота нижней границы кучевых облаков сильно зависит от влажности приземного воздуха и составляет чаще всего от 800 до 1500 м, а в сухих воздушных массах (особенно в степях и пустынях) может составлять 2-3 км, иногда даже 4-4,5 км
. Таким образом, Гребенников в начале полета летит на высоте около 1 км.
Я лечу метрах в трехстах над землей, взяв за ориентир дальнее озеро — светлое вытянутое пятнышко в туманном мареве. Синие колки причудливых очертаний медленно уходят назад; между ними — поля: вот те, голубовато-зеленые,- это овес; белесоватые прямоугольники с каким-то необычным, дробно-мельчайшим мерцанием — гречиха; прямо подо мною — люцерновое поле, знакомая зелень которого по цвету ближе всего к художественной краскеММ, с.202.кобальт зеленый средний; пшеничные зеленые океаны, что справа — более плотного, как говорят художники, оттенка, и напоминают краску под названиемокись хрома. Огромная разноцветная палитра плывет и плывет назад...
- Высота полета — 300 метров.
- Ориентир для полета — дальнее озеро.
- Голубовато-зеленый, еще не созревший овес. Это июнь-июль.
- Белесоватая гречиха. Цветение гречихи начинается в июне и длится около месяца. Это июнь-июль.
- Зеленая (
кобальт зеленый средний
), еще не созревшая люцерна. Это июнь-июль. - Зеленая (
окись хрома
), еще не созревшая пшеница. Это июнь-июль. - Интересное сравнение полета с плаванием.
Меж полей и перелесков вьются тропинки. Они сбегаются к грунтовым дорогам, а те, в свою очередь, тянутся туда, к автотрассе, пока еще невидимой отсюда из-за дымки, но я знаю, что если лететь правее озера, то она покажется: ровная-ровная светлая полоска без конца и начала, по которой движутся автомашины — крохотные коробочки, неторопливо ползущие по светлой ленте.ММ, с.202.
- Правее озера-ориентира — автотрасса.
- Поскольку, Гребенников летит из Новосибирска в направлении Исилькуля, то вышеупомянутая автотрасса — это скорее всего автомобильная дорога Р-254
Иртыш
(старое название: М-51Байкал
) направления Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск.
По солнечной лесостепи живописно распластались разновеликие плоские тени кучевых облаков, тех, что надо мною — густо-синие там, где ими закрыты перелески, а на полях — голубые разных оттенков.ММ, с.202.
- Теперь кучевые облака над Гребенниковым. Это означает, что Гребенников снизился на высоту ниже 800 м (см. выдержку 1).
Сейчас я как раз в тени такого облака; увеличиваю скорость — мне это очень легко сделать — и вылетаю из тени. Немного наклоняюсь вперед и чувствую, как оттуда, снизу, от разогретой на солнце земли и растений, тянет теплый тугой ветер, не боковой, как на земле, а непривычным образом дующий снизу вверх. Я физически ощущаю густую плотную струю, сильно пахнущую цветущей гречихой, — конечно же, эта струя запросто поднимет — даже крупную птицу, если та раскроет неподвижно свои крылья, — орел, журавль или аист.ММ, с.202 - ММ, с.203.
- Цветение гречихи начинается в июне и длится около месяца. Это июнь-июль.
Светлое пятнышко степного озера уже заметно приблизилось, выросло, и за ним — шоссе с уже явственно различимыми отсюда, с высоты, коробочками автомашин. Автострада эта идет километрах в восьми от железной дороги, параллельной ей, и вон там, если хорошо приглядеться, можно увидеть опоры контактной сети и светлую насыпь железнодорожного полотна. Пора повернуть градусов на двадцать влево...ММ, с.204.
- Если принимать во внимание, что это начало полета, то под это описание очень подходит область возле озера Иткуль Чулымского района Новосибирской области. Озеро Иткуль находится на расстоянии приблизительно 125 км от Краснообска. Исходя из формулы для определения геометрической дальности видимого горизонта, и принимая во внимание выдержку 2, с высоты 300 м — геометрическая дальности видимого горизонта составляет 62 км Это окрестности поселка Мирный Коченевского района Новосибирской области, но не Краснообска. По аналогичным соображениям, поднявшись вверх над Краснообском, озеро можно увидеть только с высоты 1,3 км. Именно поэтому в начале полета Гребенников поднимается на высоту больше километра (см. выдержку 1).
- На двадцать градусов влево Гребенников, очевидно, поворачивает дабы облететь слева населенный пункт Чулым. Об опасениях небезопасности полета над населенным пунктом или просто над людьми Гребенников рассказывает на с.204, 206.
Продолжение полета
И я продолжаю свой путь под полуденными величаво-пышными облаками туда, на запад, и уходят, уходят назад прямоугольники разноцветных полей, перелески причудливых очертаний, и синие тени от этих облаков тоже убегают назад подо мною.ММ, с.211.
- Словосочетание
полуденные облака
означает, что время полета — в интервале полдня — приблизительно между 12.00 и 15.00. - Гребенников летит на запад — то есть из Новосибирска в направлении Исилькуля.
... Именно в этом, наверное, причина невидимости аппаратаММ, с.212.с седоком, а точнеестояком, или частично искаженной видимости, как у меня было недавно над новосибирской Затулинкой. Но защита от притяжения регулируемая, хотя и неполная: подашь вперед голову, и уже ощущаются как бы завихрения от встречного ветра, явственно пахнущего то донником, то гречихой, то многоцветьем луговых сибирских трав.
- Высказывание
...было недавно над новосибирской Затулинкой...
— означает, что исследуемый полет Гребенников совершает после неудачного полета над Затулинкой в ночь с 17 на 18 марта 1990 г. - Запахи от донника, гречихи и трав — это лето — июнь-июль.
Подлет к заказнику
Исилькуль с громадой элеватора у железной дороги я оставляю далеко слева и иду постепенно на снижение над автотрассой, хорошенько убедившись, что сейчас я невидим и для водителей, и для пассажиров, и для работающих в поле: от меня и платформы нет на земле тени (впрочем, изредка тень неожиданно появляется); вот на опушке колка трое ребят собирают ягоды — снижаюсь до бреющего полета, замедляю скорость, пролетаю рядом с ними. Нормально, никакой реакции — стало быть, ни меня, ни тени не видно. Ну и, конечно, не слышно: при таком принципе движения — вММ, с.212.раздвигаемом пространстве— аппарат не издаст даже малейшего звука, так как даже трения о воздух здесь фактически не происходит.
- Гребенников облетает Исилькуль с северо-востока. Он летит к вышеупомянутой автостраде М-51
Байкал
Челябинск-Новосибирск, которая огибает Исилькуль с севера.
Путь мой был долгим — не менее сорока минут от Новосибирска...ММ, с.212.
- Длинна пути полета Гребенникова из Новосибирска в энтомологический заказник на землях совхоза
Лесной
составила приблизительно 750 км. Таким образом средняя скорость полета Гребенникова составила (750 км)/(40 мин.)=(18,75 км/мин.) или (1125 км/час) или (312,5 м/с).
Снова вверх и снова прямо; и вот показались знакомые ориентиры: перекресток дорог, пассажирский павильончик справа от шоссе; еще пяток километров — и, наконец-то, оранжевые столбики ограды Заказника, которому исполнилось — надо ведь подумать! — двадцать лет.ММ, с.212.
- Речь идет о перекрестке дорог
Исилькуль — Крутинка
и автодороги Р-254Иртыш
(М-51Байкал
) Челябинск-Новосибирск.
В заказнике
Снижаясь и тормозя, а это делается взаимосмещением жалюзи-фильтров, что под доскою платформы, я вижу уже пышные заросли морковников, различаю светлые шапки их соцветий, похожих на ажурные шары, конечно же, усыпанные насекомыми,- и невероятная радость охватывает душу, напрочь снимая усталость: а ведь спас я этот кусочек Земли, пусть небольшой, меньше семи гектаров — и целых двадцать лет тут не ездят, не косят, не пасут скот, и почвенный слой поднялся местами до четырнадцати сантиметров, и появились не только давно вымершие в этих краях виды насекомых, но и такие исчезнувшие в районе травы, как ковыли редких видов, скорцонера пурпурная, крупные цветки которой по утрам пахнут шоколадом, и многие другие растения.ММ, с.213.
- Массово морковник цветет в июле.
- Заказнику 20 лет.
- Размер заказника — 7 га.
КрутойММ, с.213.горицветно-морковниковыйзапах — так пахнет только вот эта, Срединная Поляна, что сразу за оградой заказника,- вливает в меня новую порцию радости от предстоящей встречи с Миром Насекомых. Вот они, их хорошо видно даже с десятиметровой высоты на раскидистых зонтиках и ажурных шарах дягилей и морковников: кучками сидят темно-оранжевые бабочки-шашечницы, тяжелые крупные бронзовки клонят вниз белые и желтые соцветия подмаренников, над Поляной, уже вровень со мной, реют рыжие и голубые стрекозы, дробно блестя на солнце своими трепещущими широкими крыльями с мелкой красивой сетью жилок. Еще тише, еще медленней — и вдруг внизу как бы темная неожиданная вспышка: появилась-таки моя тень, до того невидимая, и сейчас медленно скользит по травам и кустам. Но это уже не страшно: вокруг ни души, а на автостраде, что в метрах трехстах на север от Заказника, машин пока нет. Можно спокойно опуститься на землю. Стебли самых высоких трав уже зашуршали о мойпостамент— платформу с блок-панелями.
- Массово морковник цветет в июле.
Срединная Поляна
— поляна в центре заказника, согласно карты заказника (ММ, с.256).- Дягиль цветет в июле.
- Подмаренники цветут в июне-августе.
- В метрах трехстах на север от заказника — автодорога — все та же Р-254
Иртыш
(М-51Байкал
) Челябинск-Новосибирск.
Быстро сжимается, как бы съеживается, картина внизу: колки Заказника, все его опушки и ограда, все окружающие Заказник перелески и поля; горизонт начинает как бы выгибаться со всех сторон такой огромной выемкой, открывая железную дорогу, что проходит в двух километрах слева, а затем села: справа, за автострадой, мерцает светлыми шиферными крышами Росславка, еще правее — центральная усадьба совхозаММ, с.214.Лесной, уже похожая на небольшой город; налево от железной дороги — коровьи фермы Комсомольского отделения совхозаЛесной, окруженные широким желтым кольцом соломы и сухого утоптанного навоза; вдали на западе, куда уходит плавная дуга железной дороги (не пойму, в чем дело — магистраль эта прямая как стрела) — маленькие домишки и белый куб аккуратного вокзальчика разъезда Юнино, что в шести километрах от Заказника, а за Юнино — безбрежные просторы Казахстана, утонувшие в голубой знойной дымке.
- Взлетев, Гребенников снова летит на запад, куда уходит железная дорога. Слева от Гребенникова — железная дорога и п. Комсомольский. Справа: п. Росславка, п. Лесной. Прямо по железной дороге — в шести километрах — п. Юнино.
И вот она уже вся подо мною — Исилькулия, страна моей юности, совсем не такая, как на картах и планах с их надписями, условными обозначениями и прочим, а безбрежная, живая, испещренная темными прихотливыми островами перелесков, облачных теней, светлыми четкими пятнами озер, и огромный диск Земли со всем этим почему-то кажется все более и более вогнутым — причину этой давно уже мне знакомой иллюзии я так и не нашел.ММ, с.214.
- Гребенников ранее рассматривал карты Исилькуля и его окрестностей.
- Озера с высоты Гребенников видит как
светлые четкие пятна
. - Высказывание
этой давно уже мне знакомой иллюзии
указывает на то, что Гребенников летает достаточно давно.
Поднимаюсь все выше, и редкие белые громады кучевых облаков уходят вниз, и небо уже не такое, как снизу, а темно-голубое, почти синее, видимые между облаками колки и поля уже подернулись густеющей голубой дымкой, и все труднее и труднее их разглядеть.ММ, с.214.
- Гребенников поднимается выше кучевых облаков — это высота 1-2 км.
Эх, как скверно, что не могу взять с собою хоть один раз своего любимого внука Андрюшу: ему четыре года, и несущая платформа свободно бы подняла нас обоих, но мало ли что...ММ, с.214.
- Известно, что четыре года внуку Андрею исполнилось осенью 1989 г., а именно: 20.11.1989. Четыре года внуку Андрею было и летом 1990 г. Таким образом, достоверно можно утверждать, что исследуемое путешествие-полет Гребенников совершает в 1990 г.
Ой, что же я делаю: ведь там, внизу, на Поляне, я отбрасывал тень — значит, меня могут увидеть люди, и не единицы, как в ту недоброй памяти мартовскую ночь, а тысячи, ведь сейчас-то день; неровен час, опятьММ, с.214.предстанув виде диска, квадрата, или, еще хуже, собственной персоной... Да еще, на грех, впереди — самолет, похоже, грузовой, пока еще беззвучно мчится почти навстречу мне, быстро вырастая в размерах, и я уже вижу холодный блеск дюраля, пульсацию неестественно-красной мигалки.
- Высказывание
...в ту недоброй памяти мартовскую ночь...
— означает, что исследуемый полет Гребенников совершает после неудачного полета над Затулинкой в ночь с 17 на 18 марта 1990 г. - Гребенников видит грузовой самолет с мигалкой. Самолет летит в направлении Гребенникова, то есть на восток, поскольку Гребенников летит в направлении на запад (см. выдержку 14). Модель самолета — не известна. Высота полета от 1 км (см. выдержку 16) до 5 км (потолок высоты полета гравитоплана, согласно шкалы высотомера — 5 км). Поскольку грузовой самолет летит на сравнительно небольшой высоте — 1-2 км в направлении с запада на восток, можно предположить, что самолет заходит на посадку на ближайший аэродром. Поскольку самолет по определению грузовой — ближайший пригодный для посадки аэродром в восточном направлении находится в Омске, за 130 км от Исилькуля.
Быстро же вниз! Резко торможу, поворачиваю — Солнце светит уже в затылок, а наискосок внизу, на гигантской выпуклой стене ослепительно белого кучевого облака, должна быть моя тень; но тени нет, лишь многоцветная глория — радужное яркое кольцо, знакомое всем пилотам — скользнуло по облаку, опережая меня, вниз. Отлегло от сердца: нет тени — значит, никто не видел ни меня, ни. ММ, с.214.дубльв виде треугольника, квадрата илибанальнойтарелки
- Гребенников поднимается выше кучевых облаков — это высота 1-2 км.
...Быстро падая, точнее, проваливаясь вниз, ориентируюсь, осматриваюсь, нет ли кого неподалеку; метрах в сорока от земли резко торможу, и без особых помех приземляюсь там, где обычно: на крохотной полянке в Большом Лесу Заказника — вы ее найдете на схемекарте, ну а потом, если там побываете, и на самой местности. И не судите меня за то, что ветви некоторых осин там как бы срезаны илиММ, с.220.отбиты молнией: строго вертикальные взлет и посадка очень затруднены, и начальная траектория большей частью скошена, особенно при взлете, когда платформу почему-то относит в сторону, противоположную Солнцу, а иногда и наоборот...
- Схемокарта — ММ, с.256.
Заключение
Исследуемый перелет Новосибирск-заказник совершает в июне-июле 1990 г. В один из солнечных дней.
При перелете в начале полета Гребенников поднимается высоко на 1-2 км вверх дабы увидеть первый ориентир — озеро Иткуль.
Взяв это озеро за ориентир — Гребенников летит к нему, постепенно снижаясь до высоты ~ 300 м.
Приблизившись к озеру, Гребенников облетает его слева и за одно приозерный населенный пункт Чулым, дабы избежать встречи с людьми.
После озера Иткуль, дальнейшим ориентиром при перелете служит полотно железной дороги, но не автотрасса М-51
Байкал. Причина этого очевидна — полотно железной дороги более малолюдно, чем автотрасса.Полотно железной дороги из Новосибирска к Исилькулю проходит через несколько крупных населенных пунктов: Новосибирск — Коченево — Чулым — Каргат — Убинское — Барабинск — Чаны — Татарск — Калачинск — Кормиловка — Омск — Марьяновка — Москаленки — — Исылькуль.
Со средней скоростью полета 18,75 км/мин. = 1125 км/час = 312,5 м/с, Гребенников пролетает 750 км и за 40 минут приземляется в заказнике.