Муравьиный лев. В.С. Гребенников. Сельская жизнь, 01.10.1975
• О НАШИХ ПОМОЩНИКАХ
Муравьиный лев
ПОГОЖИЙ осенний день. У края поля, где оставшиеся неразбороненными комья чернозема просохли и начали осыпаться горячими темными струйками, видны странные конические ямки, очень правильной формы, будто проделанные сверлом. Это ловушки муравьиного льва, хитрейшего из насекомых. Я ловлю на соседнем цветке мушку, обрываю у нее крыло, чтоб не улетела, и осторожно кидаю в воронку, что покрупнее — диаметром сантиметра в четыре.
Мгновение — и из-под земли на самом дне воронки показалась широкая голова с двумя острыми изогнутыми клешнями. Мушка — карабкается наверх, но сыпучий грунт уходит из-под ее ног, не давая выбраться. А тут еще хозяин ловушки поддал несколько раз своей страшной зубастой головой, послав в жертву несколько щепоток земли — скорострельно, как пулеметной очередью. Бедняга съехала вниз, прямо в клешни охотника, тотчас захватившего добычу.
Краем жестяной коробочки поддеваю порцию грунта вместе с хищником и жертвой: пусть таинственный житель подземелья поживет у меня дома. Держать муравьиных львов в лаборатории совсем нехитро: миска с песком и кормежка — вот все, что им нужно.
В неволе странного питомца придется кормить мухами с оторванным крылом. Когда муравьиные львы пообвыкнут, их можно прикармливать кусочками мяса, но с толком, даже с хитростью, заставив жертву
двигаться как можно натуральней, иначе лев обнаружит подделку.
Воронка — конус строгой геометрической формы — постоянно обновляется, реставрируется хозяином и содержится в образцовом состоянии. Но в один прекрасный день мрачный житель подземелья — если вы его (исправно кормили — перестанет ремонтировать западню и исчезнет в глубинах песка. И там с ним произойдет несколько удивительных метаморфоз. Дело в том, что наш лев
даже не львенок
, а всего лишь личинка будущего взрослого насекомого (рисунок 1).
В глубине песка или сухой земли личинка соткет себе кокон — большой круглый шарик, облепленный песком, а изнутри гладко выстланный шелком, и в нем превратится в куколку. Весной контейнер
этот будет продырявлен, и наружу выберется изящное, стройное создание, ничем не напоминающее коварную личинку (рисунок 2).
Ближайшие родственники муравьиных львов — златоглазки. Их используют как активных истребителей: разводят на специальных фабриках и выпускают в теплицы и огороды. Муравьиные львы более редки, и прямого применения в хозяйственной деятельности человека пока не нашли. Но в будущем можно надеяться, что повадки этого насекомого заинтересуют биологов.
В. ГРЕБЕННИКОВ,
энтомолог.
Исилькуль.