02.01.2019
Зеркало.

Рыбьи двойники. В.С. Гребенников. Вечерний Новосибирск, 17.02.1978

Скан/Scan

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

РЫБЬИ ДВОЙНИКИ

Многие посетители музея Сибирского научно-исследовательского института химизации сельского хозяйства задерживаются у небольшой витринки с надписью Обские рыбы и всякий раз спрашивают: как это удалось сохранить совершенно целыми и свежими столь скоропортящиеся объекты?

Действительно, в музейной практике не существует надежного способа длительного сохранения рыб, земноводных, моллюсков и всех тех, у кого нежное тело и тонная окраска.

В нашем музее много лет велись эксперименты по сохранению мягких объектов, как растительных (цветы, плоды), так и животных,— тоже, к сожалению, безуспешные. Но зато удалось нащупать косвенный путь — сохранять не сам объект, а, так сказать, его двойник — полученный механическим способом твердый слепок, передающий и тончайшие микроскопические структуры, и толстые мягкие детали.

Вот как это делается. Пойманная и свежеуснувшая рыба (размером 10—30 см) сохраняется до получения слепка в холодильнике. Тем временем готовятся нехитрые приспособления и материалы для получения рыбьего двойника.

Обычный пластилин разогревается и перемешивается. Теплый комок пластилина сдавливается между двумя дощечками, покрытыми бумагой — к ней пластилин не прилипает. Пластилиновая лепешка должна быть таких размеров, чтобы в ней поместилась рыба и еще остались поля; слой пластилина должен быть толще рыбы в два—три раза.

Рыба аккуратно укладывается на пенопластовую пластину, покрытую любой тканью. Плавники расправляются и фиксируются булавками, вколотыми и пенопласт до головок. Теплый пластилин еще раз нагревается так, чтобы одна из сторон лепешки залоснилась. Затем этой стороной быстро опрокидываем лепешку на рыбу, прикрываем сверху бумагой и затем дощечкой, на которую основательно нажимаем рукой, чтобы вся рыба вдавилась в разогретый пластилин.

Весь комплект перевернем пластилином вниз. Осторожно поднимем пенопласт с приколотой к нему рыбой. В пластилине останется глубокая впадина, в точности соответствующая рыбе.

Медицинский или строительный гипс (можно и алебастр) разведем водой до сметанообразного состояния и вольем его в форму, чтобы заполнилось углубление и было покрыто все дно. Закроем форму бумагой и с размаху несколько раз плашмя уроним на стол — чтобы изгнать пузырьки воздуха из тонких впадин и щелей. Уложим на первый слой гипса арматуру для прочности — несколько алюминиевых проволочек, и заполним форму гипсом.

Когда гипс затвердеет, схватится, весь комплект опустим в таз с горячей водой. Через несколько минут пластилин станет снова мягким и без труда отделится от гипса. Снятие формы со слепка — самый интересный и волнующий момент: доподлинное, очень выпуклое изображение рыбы вдруг предстает вашему взору!

Изображение рыбы (но не фон) тонко покроем жидким раствором клея ПВА с помощью мягкой кисти — грунтовка для последующей росписи красками.

Краски употребляются обычные художественные (масляные), разводимые жидким разбавителем или бензином. Роспись ведем прямо с натуры, положив рыбу рядом со слепком, на такой же белый фон. Копируем кистью как можно точнее все детали, все цветовые переходы. Сравнивать с оригиналом нужно и с близкого расстояния, и издалека. Избегаем толстого наслоения краски. Когда роспись красками закончена, осторожно припудрим алюминиевым порошком (краска под серебро) серебристые места рельефа, в точности следуя оригиналу. Это делается тоже мягкой, но сухой кистью: частицы алюминия прочно прилипнут к невысохшей краске. Снова пройдем краской нужные места; кое-где можно осторожно применить краску под золото и жемчужный лак для ногтей. После высыхания краски следует покрыть прозрачным живописным лаком все блестящие и влажные места, например, плавники.

Такая вечная рыба украсит стену квартиры рыболова-любителя (в гипс заранее заливается проволочное ушко), или послужит началом коллекции Обитатели речных глубин для школьного музея. Воспользовавшись этим методом, смогут пополнить музеи родной природы краеведы, преподаватели, школьники, каждый любитель природы.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

художник-анималист.

На снимке: документальный горельеф Стерлядь из музея СибНИИХима.

Фото Г. Кустова.