02.01.2019
Зеркало.

Открытие подсказала легенда. В.С. Гребенников. Социалистическая индустрия, 20.07.1983

Скан/Scan

Открытие подсказала легенда

Удивительный человек Борис Константинович Денисов. Страстный любитель и большой знаток сибирской природы, он, теплотехник по специальности, покинул солнечную Евпаторию и поселился в Новосибирске. А отпуск свой заядлый грибник, рыболов и охотник проводит в таежной глухомани — в Ханты-Мансийском автономном округе. И вот однажды услышал он в этих краях удивительный рассказ: несколько лет назад загромыхало небо, затем его пересек ослепительно-яркий шар и скрылся за деревьями. Метеорит,— понял Денисов,— но разве найдешь его в тайге и болотах?

И все-таки не выдержал, во время одной из своих поездок постарался пробраться туда, где должен был, по его расчетам, приземлиться метеорит. Кругом — ни камешка. И вдруг увидел — лежит, немного углубившись в опавшую хвою, округлый голыш, похожий на черную картофелину. Отозвался он на стрелку компаса, а это уже почти наверняка небесный посланец.

Бережно доставив находку в Новосибирск, Борис Константинович предоставил ее для изучения специалистам. Ждать пришлось долго: подробные анализы делаются не скоро, в несколько приемов. Исследованиями находки занялись ученые Комитета по метеоритам Академии наук СССР и одновременно Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук СССР.

Каково же было общее разочарование, когда предполагаемый посланец космоса по химическому составу оказался что ни на есть обыкновенной земной галькой...

Денисов не успокоился. На следующий год в тех же краях он уточнил у местных жителей направление полета болида и двинулся туда сквозь тайгу и болота, вооружившись лопатой и твердым намерением найти метеорит.

И вот взгляду Денисова предстала картина: на равнинной песчано-болотистой местности — множество округлых впадин диаметром по 6—15 метров. Кратеры метеоритного дождя?!

Выбрав воронку поменьше, стал копать. Метр, полтора... Песчаная почва вдруг стала слоистой, начали попадаться черные куски. Увы, это были не метеориты, а всего лишь древесный уголь, только тяжелый, окаменевший. А дальше, на глубине около двух метров пошли... черепки. Множество осколков грубой керамики: то закопченных, то с какими-то узорами предстали на дне ямы взору неугомонного искателя метеорита...

Знал, что вскрывать археологические объекты имеют право лишь специалисты, Борис Константинович прервал работу, нанес на схематический план это место и несколько черепков привез в Новосибирск.

Опытный глаз археолога, кандидата исторических наук А. К. Кононацкого из Института истории, филологии и философии СО АН СССР определил сразу: это неолит — новокаменный век; возраст находки — не менее четырех тысяч лет. Денисов обнаружил крупное поселение наших далеких предков: на месте их многочисленных жилищ, круглых в плане, и образовались кратерообразные оседания грунта. Некоторые из воронок имеют в диаметре до 15 метров! Это были внушительные многосемейные постройки.

Черенки, что привез Денисов, принадлежат сосудам, довольно тонкостенным, шарообразным и огромным по размеру: в диаметре 60—90 сантиметров. Внутри плотный нагар — следы пока неведомого нам древнего варена.

На некоторых сосудах заметен мелкий рельефный узор. Эти оттиски связаны с техникой изготовления. Вылепленные вручную, котлы выколачивались для уплотнения глины колотушкой, обмотанной шнуром.

Получалось и прочно, и красиво.

А другой черепок — плоский. Нагара нет, на поверхности явное украшение: ряды зигзагов, сделанные заостренной палочкой или костью. Видно, что древний мастер держал инструмент косо, а узор наносил привычным движением руки.

Стоянки древнего человека находят и на Дальнем Севере, даже на Кольском полуострове. Но в Сибири столь северных стационарных многолетних поселений эпохи каменного века ранее не было найдено. Это первая находка такого рода, представляющая исключительный научно-исторический интерес.

В. ГРЕБЕННИКОВ,