02.01.2019
Зеркало.

... и полет шмеля. В.С. Гребенников. Молодой сибиряк, 17.01.1974

Скан/Scan

ТОТ УГОЛОК ЗЕМЛИ

...И ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

Среди проблем, изучаемых Сибирским научно-исследовательским институтом химизации сельского хозяйства, многие имеют непосредственное отношение не только к повышению урожайности сельскохозяйственных культур, но и к охране сибирской природы, ее растительного и животного мира. Так, институтом начато изучение диких опылителей — насекомых, которые при добыче нектара переносят пыльцу от цветка к цветку, содействуя оплодотворению и увеличению количества завязавшихся семян и плодов.

Шмели и дикие одиночные пчелы — первоклассные, иногда незаменимые опылители люцерны, клевера и ряда других кормовых трав, не говоря уже о множестве диких растений. На севере, где из-за короткого лета не разводят домашних пчел, весь урожай красного клевера — этой ценнейшей кормовой культуры — целиком зависит от диких опылителей. Велика их роль и в других районах страны: домашние пчелы из-за сравнительно короткого хоботка, которым сосут нектар, а также из-за формы тела, не всегда охотно посещают цветки трудных конструкций, например, у растений семейства губоцветных, бобовых, норичниковых.

Однако численность диких пчелиных — этих даровых тружеников — очень колеблется от года к году, а в зоне интенсивного земледелия (например, в Центральной России) неуклонно и быстро снижается, так как дикие опылители, лишенные природных мест гнездования, в конце концов вымирают. В то же время местности, пока еще богатые этими насекомыми, зачастую не совпадают с районами, где принято возделывать на семена клевер и люцерну.

СибНИИХим — молодой институт Сибирского отделения ВАСХНИЛ, находящийся в Новосибирске,- организовал свой форпост по изучению диких опылителей у нас в Омской области — в Исилькуле. Во-первых, потому, что на полянах и опушках колков Среднего Прииртышья шмелиное племя сохранилось еще довольно полно. Во-вторых, потому, что именно под Исилькулем в 1969-1971 годах была успешно проведена серия экспериментов по одомашниванию шмелей. Одни из богатых ими участков год назад специальным решением облисполкома объявлен официальным заказником. Здесь не косятся травы, не пасется скот и сохраняется весь растительно-животный комплекс.

Микрозаповедники и заказники для мелких полезных организмов — новая, широко доступная и реальная форма охраны природы — заинтересовали ученых: только так можно сохранить для науки и практики многие виды ценных насекомых-опылителей, а также насекомых-хищников, которые истребляют вредителей. Инициативу создания первого в стране энтомозаповедника одобрили заместитель министра сельского хозяйства СССР И. Кузнецов, В. Рунов, академики Д. Брежнев, И. Ростовцев, И. Синягин. Свой заповедник, как показал опыт, может организовать любой совхоз, колхоз, предприятие, школа: дело лишь за энтузиастами. Более подробно об этом опыте читатель сможет узнать из статей, опубликованных в июньском номере журнала Знание — сила (Страна шестиногих) за 1973 год и в ноябрьском номере Земля сибирская, дальневосточная (Резерваты полезной энтомофауны) за 1971 год.

Сейчас в пункте по изучению диких опылителей СибНИИХима устанавливается видовой состав этих насекомых (уже выявлено 17 видов шмелей), изучаются их развитие, инстинкты, места гнездования и хозяйственное значение. Даже сейчас, зимой, у исследователей немало работы и в поле. Например, по обилию следов полевок и хомячков на свежем снегу можно судить о предстоящем обилии шмелей в данной местности: многие виды шмелей гнездятся в старых норах грызунов. Летом будут совершенствоваться и использоваться устройства, предназначенные для заманивания и массового разведения местных одиночных пчел и шмелей — в том числе своеобразные искусственные мышиные норы. Будет изучаться и влияние химических обработок на сообщества полезных насекомых.

Для планомерного опыления сельскохозяйственных культур в нашей стране сейчас используется лишь одно насекомое — медоносная пчела, и доход, получаемый от опыления, во много раз превышает стоимость полученного меда. А вот с использованием диких опылителей дело обстоит иначе: человек не обращал на них внимания, так как ни меду, ни воска они ему не давали, а поэтому изучены относительно слабо.

Идею промышленного разведения диких пчелиных впервые подал наш советский исследователь С. Н. Малышев. Осуществление ее на практике приводит к блестящим результатам: в течение всего лишь нескольких лет в США и Канаде освоено промышленное разведение одиночной пчелы мегахилы, которая более приспособлена для опыления цветков люцерны, чем медоносная пчела, и фермеры теперь получают многократные прибавки урожая семян люцерны.

Вот с этой, хозяйственно-экономической стороны, фауна диких опылителей Сибири еще совсем не изучена. Не исключена возможность, что здесь имеются очень перспективные для разведения и использования в семеноводстве местные виды диких пчел и шмелей.

Поэтому очень ценными будут сведения о местонахождении колоний шмелей и одиночных пчел (много гнезд или норок на небольшой территории, где летают или роятся насекомые, похожие на пчел, шмелей и ос).

Большей частью они сохраняются на склонах оврагов, неудобных землях, опушках леса, обрывах и т. д. Находка каждой такой колонии — большая помощь в важной научной работе, тесно связанной и с нуждами сельского хозяйства, и с проблемами охраны нашей сибирской природы.

Мнение ученых единое: дикие насекомые-опылители — ценнейший природный ресурс — не должны исчезнуть с наших полей.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

руководитель группы СибНИИХима по изучению диких опылителей.

Исилькуль.

НА РИСУНКЕ: шмель и одиночная пчела мегахила.

Рис. автора.