02.01.2019
Зеркало.

Шестиногие защитники леса. В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 11.11.1972

Скан/Scan

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

ШЕСТИНОГИЕ ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА

В областном плодопитомнике, на опушке одной из березовых рощиц стоит старый пень. Если летом постоишь у него подольше, то увидишь, как из зарослей появляются иногда большущие черные муравьи, размером втрое крупнее обычных, направляются к тому пню и через одну из дырочек скрываются в его глубине. Как-то несколько лет назад я взял из глубины этого пня часть муравьиной семьи с личинками, куколками, яйцами и поселил у себя дома, в специальном застекленном муравейничке. Новоселы быстро освоились. Вскоре через стекло можно было наблюдать разнообразные сцены муравьиной жизни: заготовку пищи, трогательные заботы о личинках и куколках, прелюбопытный обычай муравьев постоянно кормить друг друга, обмениваясь едой из уст в уста — все это было теперь постоянно перед глазами. Частенько я забавлял гостей таким аттракционом: кидал посторонний (но несъедобный) предмет на верхнюю площадку муравейника — гвоздик, комок пластилина, иглу от шприца; реакция дежурных, сидящих у верхнего входа в гнездо (их было всегда два), была одинаковой: лишний предмет немедленно подтаскивался к краю площадки и сбрасывался вниз.

Семья эта проделала в июне долгий путь в железнодорожном контейнере, и теперь снова на моем столе, но теперь уже далеко-далеко от их родной, сейчас, наверное, уже занесенной снегом, рощи. Хотя семейка за эти годы и поубавилась численно — в ней не оказалось тогда плодной самки — муравьи духом не падают, и занимаются своими домашними делами, впрочем, на готовой сытной пище они изрядно обленились и даже нарушили давнюю традицию сняв сторожей с верхней площадки.

Эти самые крупные в нашей стране муравьи-древоточцы — населяют старые пни, отгнившие корни деревьев, выгрызая в мертвой древесине многочисленные камеры и тем самым способствуя очистке леса и процессам почвообразования.

Вообще вредных муравьев в Западной Сибири нет. Мелкие дерновые муравьи лазиусы (они бывают желтые и черные), чьи высокие бугорки из чистой земли, проросшие травами, мы видим на низинах и опушках, полезны, в частности, тем, что постоянно перемешивают почву, поднимая с годами на-гора большие ее порции Этим они восстанавливают нормальное содержание различных элементов в ее верхних слоях — в первую очередь кальция, соединения которого легко вымываются дождями. Кроме того, лазиусы способствуют вентиляции почв и хорошо удобряют их остатками своей добычи и жизнедеятельности. Заметьте следующим летом: особенно крупные ягоды земляники растут именно на таких муравьиных кочках.

На моем столе благоденствует семейка и этих мурашей — черных лазиусов. Тот, кто интересуется природой, сможет прочитать о приключениях этих крохотных шестиногих исилькульцев в очерке Мои шестиногие друзья, напечатанном в последнем выпуске альманаха На суше и на море за 1972 год.

Самые заметные муравейники в лесу принадлежат рыжему лесному муравью — это высокие конусы из веточек и других растительных остатков. Близ Исилькуля некоторые муравейники достигают в высоту полутора метров; в иных колках они еще довольно часты (не зря ведь одной из деревень района кто-то дал любопытное название — Муравьи). О чрезвычайной полезности рыжего муравья для леса теперь, наверное, знают все: об этом часто пишется и говорится. Но напомню еще раз: население одного крупного муравейника способно держать под контролем размножение любых вредителей леса в нормальных условиях на площади в один гектар.

И тем более страшно видеть иногда картины варварского разгрома муравьиных городов людьми, когда муравейники выкапывают на корм домашним птицам. Пользы — на гроши, а лесу нанесен жестокий, часто непоправимый урон. Нужно всячески разъяснять таким людям, что это преступление перед природой и браконьерство, а если увещевания не помогают — наказывать.

А слышали ли вы о муравьях-рабовладельцах? Многие думают, что они водятся только где-нибудь в тропиках, не подозревая, что кроваво-красный муравей (таково его научное название), захватывающий в плен куколок мурашей других видов, и воспитывающий из них для себя пополнение, довольно обычен в Исилькульском районе. Набеги этого храброго вояки на чужие гнезда — незабываемое зрелище. При всем при этом кроваво-красный рабовладелец — чрезвычайно активный истребитель лесных и садовых вредителей.

Несколько колоний кроваво-красного муравья живут в областном питомнике, в окрестных колках, а одна из семеек облюбовала себе жилье почему-то в самом городе.

На рисунке изображен момент обмена кормом (трофаллаксис) между кроваво-красным и малым лесным муравьями — жителями одной семьи. Не правда ли, любопытное зрелище?

В. ГРЕБЕННИКОВ,

научный сотрудник лаборатории насекомых-опылителей Тернопольской сельскохозяйственной опытной станции.