02.01.2019
Зеркало.

Шмели. В.С. Гребенников. Сельская жизнь, 04.06.1972

Скан/Scan

Беседы о природе

ШМЕЛИ

Непосвященному человеку трудно представить, что нежный цветок растения и жужжащее мохнатое насекомое могут быть безукоризненно точно подогнанными друг к другу. Но понаблюдайте за шмелем, работающим на клеверах: он обрабатывает цветущие головки этого растения так сноровисто, его длинный хоботок погружается в каждую цветочную трубочку так быстро и уверенно, что сразу осознаешь: перед тобой некий единый, чрезвычайно тонкий и точный механизм, совершенствовавшийся путем длительной эволюции многие сотни тысяч лет. И это действительно так: шмели, обладатели длинного хоботка, морфологически приспособлены к цветкам с узкой длинной трубкой, труднодоступным для других насекомых. Устойчивый урожай семян такой важнейшей кормовой культуры, как красного клевера, во многом зависит от наличия в природе шмелей — исконных опылителей мотыльковых и губоцветных растений.

Семьи шмелей существуют всего лишь один сезон, и поэтому никогда не бывают многомушными. Численность шмелей, посещающих цветущие растения, является очень неустойчивым фактором, к тому же общее количество шмелей в природе быстро и явно сокращается. Причин этому много. Особенно значительно сократилась их численность в зоне интенсивного культурного земледелия. Главная причина — лишение шмелей природных мест гнездования. Многие виды селятся наземно, строя кочкообразные гнезда на лугах. Эти гнезда уничтожаются при сенокошении либо вытаптываются скотом. Другая группа шмелей экологически связана с грызунами: самки шмелей подземных видов делают утепленное жилище для потомства, используя гнездовую подстилку, которую находят в прошлогодних норах грызунов, и без этого утепляющего материала гнездо заложено не будет. На полях нор грызунов становится все меньше: с этими вредителями ведется постоянная борьба. Почти не остается и луговин, где бы наземные гнезда шмелей могли благополучно просуществовать до периода разлета молодых самок (август — сентябрь).

На численность шмелей несомненно влияет и степень наличия корма — нектара и пыльцы. Недостаток ранневесенних пыльценосов в начале образования семей и массовое выкашивание цветущей луговой растительности в середине лета, именно в период массового воспитания шмелиной детки, ведут к бескормице и сокращению шмелиного населения во многих районах. Немало гибнет их и в результате применения разнообразных ядохимикатов.

Быть может, это не столь уж страшно — если шмели начнут вымирать? Ведь у нас есть могучая армия превосходных опылителей — медоносных пчел: длительный опыт культурного пчеловодства привел к возможности разностороннего использования этих общественных насекомых, в том числе для планомерного и широчайшего применения их как опылителей множества нужных человеку растений.

Однако так ли уж универсальна домашняя пчела? Некоторые морфологические и биологические особенности этого вида заставляют в том усомниться. Взять тот же клевер: пчела идет на него неохотно, лишь при высоком стоянии нектара или же после специальной дрессировки. Ее хоботок явно не приспособлен для работы на таких растениях. Усилия селекционеров направлены, с одной стороны, на вытягивание пчелиных хоботков, с другой — на укорочение трубок клевера. Удастся ли вытянуть хоботок пчел до нужной длины в ближайшие десятилетия? Вряд ли. Но посмотрите на хоботок садового шмеля. Такой уникальный, почти двухсантиметровый не удастся получить у пчел путем селекции, может быть, и через тысячи лет. Да и стоит ли идти столь трудным и долгим путем, когда в наших парках и лесах еще летают замечательные труженики мира насекомых — шмели? Не удастся ли восстановить и стабилизировать их количество в природе или даже одомашнить шмелей подобно тому, как это было сделано в свое время с той же медоносной пчелой? Над этой проблемой заставляют серьезно задуматься не только вопросы охраны естественных природных комплексов, но и неотложные задачи семеноводства ряда кормовых культур, в первую очередь незаменимого поставщика белков — красного клевера.

Исследования позволяют утверждать, что планомерное разведение и использование шмелей — вполне осуществимое дело. Шмели оказались очень неприхотливыми, уживчивыми, смышлеными насекомыми. Самки ряда видов могут закладывать гнезда в лабораторных условиях. Многие шмели охотно заселяют искусственные гнездовья, размещаемые исследователями в природе, и летом в этих ульях самостоятельно развиваются семьи шмелей, иногда очень сильные.

Заманивание шмелей в шмелепитомники с последующим перемещением семей на поля может оказаться наиболее эффективным видом использования шмелей в экономическом отношении. Однако не следует пренебрегать и другими мерами по охране и разведению шмелей. Необходимо продолжить и разнообразить опыты по воспитанию шмелиных семей в лабораториях и теплицах. Нетрудно устраивать простейшие гнездилища для шмелей из куч или гряд камней, или крупного строительного мусора, слои которого чередуются со слоями соломы, отходами пакли или сена. Если гряды эти засыпать сверху нетолстым слоем земли и засеять травой, они не нарушат ландшафт и в эстетическом отношении; задернение спасает шмелиные гнезда от дождей.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

член Общества охраны природы.